Образование
В Воронежской области более 300 тыс. инвалидов, это около 10 % всего населения. Число инвалидов ежегодно увеличивается, при этом утяжеляется степень инвалидности. Каждый год почти 19 тыс. человек становятся инвалидами, при этом большая их часть – люди трудоспособного возраста и молодежь. Кроме того, в области проживает 8 тыс. детей-инвалидов.
В условиях экономических трудностей, недостаточной медицинской помощи, снижения уровня жизни прогнозируется рост инвалидности населения. Более того, практика свидетельствует, что большинство инвалидов в настоящее время не получает реабилитационной помощи, необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни. Количество работающих инвалидов не достигает и 10 % от общей их численности.
Профессиональная подготовка инвалидов должна быть ориентирована на занятость, а не на социальную защиту. Инвалиды должны быть интегрированы в общие программы обучения при условии, что будут учтены их индивидуальные потребности и проблемы.
В то же время, инклюзивное образование подразумевает доступность обучения для всех, приспособление к различным нуждам всех детей, независимо от их физического состояния. Задача инклюзивного образования – придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического плана). Именно процесс инклюзии рассматривает многообразие и непохожесть детей с ограниченными возможностями здоровья не как проблему, требующую решения, а как важнейший ресурс, который необходимо использовать в образовательном процессе.
При этом предполагается обучение инвалидов в обычных учебных заведениях наравне со всеми.
Плюсы – возможность социальной и психологической реабилитации инвалидов через общение со сверстниками и участие в «обычной жизни».
Минусы – риск возникновения и развития психологических комплексов, техническая сложность налаживания обучающего процесса для инвалидов, имеющих ярко выраженные нарушения: слабовидящие, слабослышащие и отстающие в развитии.
В Воронежской области действует ряд организаций, направленных на реализацию Государственной целевой программы, работающих в сфере социально-психологической реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности. Имеет место сеть специализированных интернатов, учебных заведений начального профессионального образования, большую работу проводят общественные объединения инвалидов.
Однако каждая из этих организаций (особенно – негосударственные!) существует сама по себе, очень часто конкурируя на рынке услуг для инвалидов при попытке наладить тот или иной процесс (к примеру, организовать инклюзивное обучение хотя бы в нескольких школах) вместо того, чтобы объединить ресурсы и «навалиться» сообща на проблему. Речь идет не только о финансовых проектах. Инклюзивное обучение (наиболее эффективное, как признано мировой общественностью) требует значительной разъяснительной работы. Говоря современным языком, требуется обработка громадных информационных потоков, часть из которых для «варящейся в своем соку» общественной организации инвалидов будет попросту потеряна. Необходимо надежно и достоверно консультировать: родителей, детей-инвалидов, «обычных» детей, педагогов, общественные организации и властные структуры и т.п. по разнообразным вопросам социальной жизни, по вопросам толерантных отношений, по вопросам вовлечения детей с особенностями с раннего возраста в полноценную жизнь общества.
|